Тайны Полоцкой земли: в чем черпают силу люди, живущие здесь?
Древний край, устремленный в будущее
Самый древний город Беларуси, город-заповедник и географический центр Европы… Полоцк ежегодно притягивает к себе тысячи туристов со всего мира. Эта святая земля под сенью куполов великолепных храмов до сих пор хранит в себе множество тайн и загадок для историков, археологов и архитекторов… И люди здесь вас встретят удивительные. Открытые, неравнодушные, искренне любящие свою Полотчину и делающие все для ее процветания.
Заботы матушки Евдокии
…Эти добрые глаза будто смотрят в самую душу. А в теплой улыбке обретаешь покой и хочется рассказать обо всех своих горестях и бедах. Сегодня за советом и духовной поддержкой к игуменье Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря приезжают со всего мира. И все же главная задача настоятельницы — забота о сестрах-монахинях. Их в обители около 120.
— Люди приходят к нам по велению души и сердца, когда призывает Бог,
— говорит матушка Евдокия.
— Тут, в древнейшем центре православия, они ищут свой путь к Всевышнему, мира и добра. Молятся за родных и близких. И неверны размышления о том, что в монастырь человек может стремиться только из-за какой-то личной беды, пытаясь спрятаться от реальности. Среди монахинь немало сестер с высшим образованием. Они были успешны в миру. Но когда почувствовали потребность, без сомнений оставили все земные радости и блага, нашли счастье и покой в этой обители. И поверьте: я не встречала здесь тех, кто пожалел потом о сделанном когда-то шаге…
Сегодня Полоцкий монастырь — крупнейший в стране. За прошедшие десятилетия монахини приложили немало усилий, чтобы возродить монашеские традиции, привлечь внимание паломников, наладить активную культурно-просветительскую и издательскую работу. Сейчас монастырь играет немалую роль в морально-духовном воспитании населения. Продолжая труды основательницы монастыря — святой Евфросинии, которую до сих пор православные христиане почитают как миротворицу, покровительницу и небесную заступницу земли белорусской, игуменья Евдокия большое внимание уделяет воскресной школе, приходской библиотеке, установлению тесных контактов с местными органами власти. Все это, объясняет матушка, делается для того, чтобы и дальше развивать духовно-нравственные традиции белорусского народа, уберечь молодежь от пагубного влияния зла.
Пытаюсь узнать, откуда черпает силы эта хрупкая на вид женщина, на которую возложены сложные и почетные обязанности со стороны как Белорусской православной церкви, так и общественности:
— Вы обладатель ордена святителя Кирилла Туровского и премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение», почетный гражданин Полоцка и «Человек года Витебщины», а также инициатор масштабных реставрационных работ и многочисленных акций по возрождению и развитию монастырской инфраструктуры. Ежедневный сон — пять-шесть часов, семь-восемь часов — в молитве… Как все удается выдерживать и совмещать?
Ответ игуменьи Евдокии краток:
— Господь дает силы. И, поверьте, никому из нас он не поручит ношу более той, какую человек в силах понести. Значит, таково мое призвание — всей душой служить Богу и людям. Ради мира, добра и любви к ближнему.
Спаси мою жизнь
…Это случилось несколько лет назад. В частном секторе Полоцка 79-летняя пенсионерка красила фронтон и упала с лестницы. Прямо на ржавый металлический штырь, который пронзил сердце насквозь. Чудо: она не только осталась жива, но и более двух часов… сама пыталась его выдернуть.
Когда пациентку доставили в операционную, заведующий хирургическим отделением Петр Гаврилов ужаснулся — металлический стержень толщиной в человеческий палец повредил и сердце, и легкое. Войдя в грудь, торчал из спины…
— Да, пожалуй, это самая необычная операция, которую пришлось делать за время моей 25-летней работы в хирургии,
— говорит Петр Александрович.
— Таких серьезных повреждений даже предположить не могли, ведь женщина была в сознании. И когда на операционном столе открылась вся картина ранения, пришлось экспериментировать. При удалении части обрезанного спасателями штыря бабушка могла в любой момент умереть от кровопотери — аппарата искусственного кровообращения не было. Но мы с коллегами нашли другое решение задачки: приспособили урологический катетер. С его помощью в самый ответственный момент и уменьшили интенсивность кровотечения…
Одним словом, все закончилось хорошо, и уже через три недели шустрая пенсионерка поливала овощи в парнике. Докрасила бы и злосчастный фронтон, если бы родные не помешали…
Вспоминая этот случай, Петр Гаврилов скуп на слова: работа — это просто работа. Конечно, бывают и вот такие неординарные случаи. Но каждый больной по-своему уникален. И спасать жизни людей — обязанность. Что же тут может быть героического?
…Вроде все верно. Вот только сотни пациентов, прошедших через руки опытного хирурга, с этим не согласятся. Около 17 лет Петр Александрович возглавляет хирургическое отделение Полоцкой городской центральной больницы. Его хорошо знают уже несколько поколений полочан. Многие обязаны ему жизнью и здоровьем.
И все же, настаивает Петр Александрович, спасенный человек — это не заслуга отдельно взятого хирурга:
— У нас отличный коллектив, где соединены неординарное мышление молодежи и бесценный опыт врачей с многолетней практикой. Есть все необходимое оборудование. Одних только лапароскопических стоек три штуки. Если сравнивать вчерашние и сегодняшние условия — небо и земля. Еще недавно и думать не могли, что с помощью лапароскопии будем оперировать сложные аппендиксы, прободные язвы или паховые грыжи. А сегодня это реальность. Так что настоящее и будущее медицины — заслуга государства в целом.
Кстати, полностью поддерживает эту точку зрения дочь Гаврилова Полина — шестикурсница Витебского медицинского университета. А еще в семье хирурга подрастают двое сыновей — Дмитрий и Родион. Вполне вероятно, что в будущем они тоже захотят стать продолжателями врачебной династии.
Пристань семьи Мурашко
Кто считает, что жизнь на селе бесперспективна? Леонид и Оксана Мурашко из ОАО «Новые Горяны» оспорят это мнение агропессимистов множеством доводов в пользу обратного. Молодые, красивые, влюбленные в природу… Он — руководитель хозяйства, она — главный ветврач.
— Познакомились еще в студенческие годы,
— вспоминает Оксана.
— Вместе учились в Лужеснянском сельхозтехникуме — так он тогда назывался. Поженились, как только получили дипломы ветеринаров. И уехали работать к мужу на родину — в Глубокский район. В 2003-м перебрались сюда, в Новые Горяны. Понравилось. Здесь, пожалуй, и на пенсию пойдем.
Крепко связав свою жизнь с сельским хозяйством, молодые специалисты не только ни разу не пожалели об этом, но и привлекли к этому труду своих детей. Так, дочка Катя — экономист, после отпуска по уходу за ребенком собирается работать бухгалтером в хозяйстве. Зять освоил профессию осеменатора. 14-летний сын Александр собирается учиться на инженера.
Глава семейства уверен:
— На селе сегодня для молодых отличные перспективы. Тут всегда есть работа, возможность построить собственный дом, растить детишек в экологически чистых условиях. Да и цены на жилье мизерные по сравнению с городом — за 5—8 тысяч долларов можно купить комфортабельное жилище. У нас есть свой детсад, школа, Дом культуры, несколько магазинов — все необходимое. И места красивейшие: шикарный лес, рядом Западная Двина. А какие разливы весной в устье Двины и впадающей в нее Оболянки! На это, поверьте, стоит посмотреть…
В семье Мурашко все привыкли быть вместе и дома, и на работе, рассказывает Оксана:
— Начиналось-то как? Муж — ветфельдшер, я — ветсанитар. Он — ветврач, я — завфермой… Так и пошло.
Полгода назад Леонид Александрович занял должность директора хозяйства, а Оксана Владимировна стала главным ветврачом. В штате предприятия, которое специализируется на племенном молочном животноводстве, — более 140 человек. И свыше двух тысяч буренок, отдельные из них дают по 10—11 тысяч литров молока в год. Есть и рекордсменки — по пять ведер в день!
— Стоит задача добиться еще большей продуктивности,
— делится планами Леонид.
— Отличный выход телят. Молодняк продаем другим хозяйствам области. У нас два комплекса и три фермы. Ежедневно получаем от реализации молока около 11 тысяч рублей. Потихоньку расширяем площади под кормовую базу. Предприятие работает стабильно, средняя зарплата — свыше 800 рублей.
Средний возраст сотрудников — около 45 лет. Неплохо по сравнению с другими хозяйствами. И Мурашко уверены: это только начало. Будущее села — за молодыми.
Археологами рождаются
Подземные храмы, старинные фрески, древние чертежи зодчего прямо на кирпиче… Сутками может работать в археологических «забоях», сантиметр за сантиметром перебирая грунт, преподаватель кафедры истории и туризма Полоцкого госуниверситета Алексей Коц. И неудачи его не разочаровывают, наоборот — окрыляют. Алексей Леонидович уверен: чем дольше полоса безуспешных поисков, тем значимее будет успех.
Полоцкая земля — это безграничное поле для исследований, кладезь прошлых, настоящих и будущих открытий,
— утверждает Коц.
Археологией Алексей увлекся еще в школьные годы. И теперь в свои 30 с небольшим уже успел заразить наукой десятки студентов:
— Вот, видите, две части древнего кирпича
?
— знакомит ученый с находками последних лет.
— А теперь смотрите, что здесь изображено…
Я вглядываюсь в стертые столетиями тонкие штрихи… Точно! Явно вырисовываются человеческие фигурки…
Коц расшифровывает рисунок:
— Кирпич мы нашли при раскопках на месте галереи Спасо-Преображенского храма. Здесь изображены уличные музыканты. У одного на голове колпачок — такой убор мог носить скоморох, в руках — гусли. Вот в них и скрывается главная тайна. Они крыловидные. Получается, что перед нами самое раннее изображение этого музыкального инструмента на территории Древней Руси. До сих пор считалось, что подобные гусли появились в начале XIII века, а наш кирпич — середины XII. Значит, еще один миф разрушен…
Вот так, капля за каплей, пополняется летопись Полоцкого края. Например, обнаруженные в верхней части Спасо-Преображенской церкви остатки декора позволили узнать, насколько богато был храм украшен. Зеленые, желтые, синие гнездышки орнаментальной кладки, фрагменты малого и большого арочных поясов…
— Храм был даже несколько перенасыщен украшениями,
— рассуждает Алексей Леонидович.
— Значит, он ближе к Киевско-Черниговской школе зодчества. К такому же мнению склоняются и российские архитекторы, в том числе из питерского Эрмитажа, с которыми мы тесно сотрудничаем.
Вопрос о самой большой удаче для историков заставляет археолога задуматься: можно ли оценить каждый артефакт в отдельности, если все они вместе и составляют неделимую историю древнейшей столицы княжества Полоцкого? И тем не менее важнейшими называет найденные доказательства того, что под Спасо-Преображенской церковью находился еще один храм:
— Подобных археологических открытий не было нигде — от Риги до Москвы и от Ладоги до Киева. А чего стоит печать самой Евфросинии Полоцкой, обнаруженная при раскопках? Бесценны и остатки древних фресок, которыми были расписаны стены храма более 850 лет назад. Это, кстати, самый большой сохранившийся ансамбль Восточной Европы, сейчас над ним работают специалисты.
Возможно, скоро мы увидим уже восстановленные из этих фрагментов полотна древней живописи. И если верить словам ученого, то на Полоцкой земле хватит работы еще многим поколениям археологов.
На пути к вкусной мечте
Перед поездкой в далекий Пезаро Екатерина Войченко, конечно, очень волновалась. Как-никак итальянцы — известные в мире гурманы. Чем может удивить обычная полочанка признанных профессионалов кулинарного искусства? Удивила. Да еще как!
Почтенное жюри престижного международного кулинарного конкурса, в котором участвовали 12 представителей из разных стран мира, не устояло перед картофельными мини-пирожками с мясной начинкой и единодушно отдало белоруске первое место.
И нам, журналистам, на встрече с Екатериной Анатольевной, техником-технологом и заведующей производством полоцкого кафе «Спатканне», тоже повезло: угощались восхитительными авторскими пирожными.
— Выбор профессии — спонтанное решение,
— улыбаясь, вспоминает она.
— После школы окончила годовые курсы поваров и сразу пришла работать в это кафе. Потом — заочная учеба в колледже. Повышение квалификации в Витебске, Минске, Москве… Очень быстро поняла: профессия стала хобби. Хотелось совершенствоваться дальше.
Так талантливый кулинар стала покорять вершины профессиональных конкурсов. И не только в Беларуси. Латвия, Литва, Чехия… Вместе с географией расширялся и собственный «репертуар» повара Войченко. Сложные фирменные блюда, новые рецептуры, необычные сочетания — поле для творчества открылось необъятное. Особенно интересно, признается, соединять традиционную белорусскую кухню с полученным зарубежным опытом. Получается своеобразный кулинарный хенд мейд по типу «старые рецепты под новой концепцией».
Сейчас Екатерина Войченко — известный в стране профессионал, член гильдии поваров и шеф-поваров Беларуси, «Человек года Витебщины», организатор детской кулинарной школы и мастер-классов для юных полочан 4—11 лет. А кафе «Спатканне», где Екатерина Анатольевна продолжает трудиться, — самый востребованный в городе объект общепита. Свадьбы, банкеты, юбилеи, выездные мероприятия, доставка праздничных обедов на дом — здесь для полочан и многочисленных гостей города реализуются самые современные формы обслуживания. Екатерина уверена: вот подрастут ученики ее кулинарной школы и все вместе превратят Полотчину в столицу гастрономического искусства. Пусть так и будет!