Новые правила регулирования труда иностранцев
С 1 июля
вступили в силу ряд изменений в законодательстве о внешней трудовой миграции
, в частности новая редакция Закона о трудовой миграции. Представляем краткий обзор основных нововведений, касающихся осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, не имеющими разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь.
1.Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы
С 01.07.2023
разрешения
на привлечение иностранной рабочей силы прекратят свое действие.
Поэтому ранее выданные разрешения, действие которых не прекращено, должны
быть возвращены
нанимателями
в подразделения по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома, УВД облисполкомов по месту своего нахождения (месту жительства).
Это необходимо сделать
в месячный срок
с 01.07.2023, т.е. по 31.07.2023 включительно (
ч. 2 ст. 2
, ст. 4 Закона от 30.12.2022 N 233-З).
2
.
Спецразрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь
Спецразрешения
на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, выданные до 01.07.2023 (ч. 3 ст. 2, ст. 4 Закона от 30.12.2022 N 233-З):
—
сохраняют
свое действие в течение срока, на который они были выданы;
—
прекращают
свое действие в случае, если на соответствующие отношения с иностранцами действие положений гл. 4 Закона о трудовой миграции в новой редакции не распространяется. Например, это иностранцы, которым предоставлены статус беженца или дополнительная защита либо убежище, а также которые аккредитованы в качестве журналистов иностранных СМИ или являются руководителями представительств иностранных организаций и др. (
ч. 2 ст. 2
Закона о трудовой миграции в новой редакции).
В указанном случае наниматель должен
вернуть
спецразрешения в подразделения по гражданству и миграции по месту своего нахождения (месту жительства). Сделать это также нужно
в месячный срок
с 01.07.2023, т.е. по 31.07.2023 включительно.
Порядок выдачи спецразрешений закреплен в
ст. 28
— 32 Закона о трудовой миграции в новой редакции. Так, они выдаются в отношении иностранца по заявлению нанимателя (ч. 1 ст. 28 Закона о трудовой миграции в новой редакции).
По общему правилу спецразрешение выдается с учетом заключения комитета по труду, занятости и социальной защите областного (Минского городского) исполкома о возможности осуществления иностранцем трудовой деятельности (
абз. 1 ч. 3 ст. 28
Закона о трудовой миграции в новой редакции).
При этом выдача спецразрешения производится без учета вышеуказанного заключения в отношении следующих трудящихся-иммигрантов (
абз. 2
, 3 ч. 3 ст. 28 Закона о трудовой миграции в новой редакции):
— привлекаемых в качестве руководителей коммерческой организации, в создании которой они участвовали (в качестве собственника имущества, учредителя, участника), обладающих профессиональными знаниями, умениями и навыками, подтвержденными документами об образовании и стажем работы по профессии рабочего (должности служащего) не менее 2 лет, а также размер указанной в трудовом договоре месячной заработной платы которых должен превышать пятикратный размер месячной минимальной заработной платы, установленной в Республике Беларусь;
— являющихся
высококвалифицированными работниками
, чьи профессии рабочих (должности служащих) не включены в перечень профессий рабочих (должностей служащих), на которые привлекаются иностранцы без учета ограничений по защите национального рынка труда (
абз. 4 ст. 9
Закона о трудовой миграции в новой редакции).
Примечание
Порядок и условия выдачи заключения о возможности осуществления иностранцами в Республике Беларусь трудовой деятельности закреплены в соответствующей Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты, МВД и Минэкономики от 01.06.2023 N 15/119/14.
Напомним, что осуществление
трудящимся-иммигрантом
трудовой деятельности в Республике Беларусь
без получения
нанимателем спецразрешения и заключения трудового договора
не допускается
, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (
ч. 2 ст. 25
Закона о трудовой миграции в новой редакции).
Так, на 2023 г. определен
перечень
профессий рабочих (должностей служащих), на которые привлекаются иностранцы без учета ограничений по защите национального рынка труда (абз. 15 ч. 2 ст. 2 Закона о трудовой миграции в новой редакции). В частности, это водитель автомобиля, слесарь-ремонтник, швея, ветеринарный врач, фельдшер и др. В отношении указанных иностранцев
получать
спецразрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь
не нужно
(ст. 28 Закона о трудовой миграции в новой редакции).
Однако наниматели, привлекающие для осуществления трудовой деятельности иностранцев по профессиям (должностям), включенным в указанный перечень, должны
письменно уведомлять
подразделения по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома, УВД облисполкомов по месту своего нахождения (месту жительства), если иное не предусмотрено законодательными актами (
ч. 3 ст. 2
Закона о трудовой миграции в новой редакции):
—
о
заключении
(продлении срока действия) трудового договора с иностранцем — в течение 3 рабочих дней с даты его заключения (продления срока действия);
—
прекращении
трудового договора с иностранцем — в течение 3 рабочих дней с даты его прекращения.
Обратите внимание!
В случае включения в перечень профессий рабочих (должностей служащих), на которые привлекаются иностранцы без учета ограничений по защите национального рынка труда, какой-либо профессии рабочего (должности служащего), на которую был привлечен трудящийся-иммигрант, трудовой договор с которым не прекращен, полученное в отношении его спецразрешение аннулируется (
абз. 13 ч. 2 ст. 32
Закона о трудовой миграции в новой редакции).
3. Трудовой договор между трудящимся-иммигрантом и нанимателем
С 01.07.2023 с трудящимся-иммигрантом может быть заключен только
срочный трудовой договор
, за исключением контракта. При этом срок трудового договора не должен превышать срока действия спецразрешения (
ч. 1 ст. 33
Закона о трудовой миграции в новой редакции).
Кроме того, в трудовом договоре
обязательно
должен быть указан размер оплаты труда не ниже размера минимальной заработной платы, действующей в Республике Беларусь на дату заключения трудового договора (ч. 2 ст. 33 Закона о трудовой миграции в новой редакции).
Обратите внимание!
С иностранными гражданами или лицами без гражданства, постоянно проживающими в Республике Беларусь, наниматель вправе заключить любой вид трудового договора, предусмотренный законодательством о труде.
Таким образом, трудовые договоры с трудящимися-иммигрантами, заключенные до 01.07.2023, действие которых не прекращено, должны быть
приведены
нанимателями в соответствие с требованиями законодательства, в частности
Закон
а от 30.12.2022 N 233-З (
ч. 6 ст. 2
, ст. 4 Закона от 30.12.2022 N 233-З).
Обратите внимание!
Приведение трудовых договоров в соответствие с законодательством не является изменением существенных условий труда (
ст. 32
ТК). В этой ситуации наниматели должны действовать в порядке, установленном для внесения изменений в кадровые документы в случае изменения законодательства.
Также отметим, что с 01.07.2023,
наниматель обязан
уведомлять
подразделение по гражданству и миграции о заключении и прекращении трудового договора с трудящимся-иммигрантом в срок, не превышающий
3 рабочих дней
с даты заключения или прекращения трудового договора. Порядок и форма уведомления устанавливаются МВД (абз. 9 ч. 2 ст. 35 Закона о трудовой миграции в новой редакции).
Нанимателем
уведомление
о заключении (продлении срока действия) и прекращении трудового договора с трудящимися-иммигрантами должно быть
предоставлено
в подразделение по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома, УВД облисполкомов по месту нахождения (месту жительства) нанимателя:
— в письменной форме;
— в виде электронного документа.
Подавать уведомление нужно будет по установленной форме (приложение к постановлению МВД N 98 о порядке и форме уведомления).