«С ним легко было идти вперед». Каким был Михаил Финберг? Рассказывают коллеги и ученики
11 декабря умер один из самых титулованных белорусских музыкантов – дирижер Михаил Финберг. Он был первым дирижером, который в 1995 году сопровождал на «Евровидении» в Дублине выступление Филиппа Киркорова. Он как никто умел сочетать современную музыку и камерную классику, раз за разом срывая аплодисменты влюбленной публики. Каким запомнили маэстро коллеги и ученики?
Михаил Финберг родился в семье прачки и рабочего в деревне
Мелешковичи
под Мозырем. Мальчик
пять раз
пробовал поступить в музучилище на класс скрипки, затем стал воспитанником военного оркестра в Курске. И только через несколько лет перевелся в
Минск
. Причем учебу в консерватории продолжил на тромбоне.
Эдди Рознер
, основатель Госджаза СССР, заметил талантливого пятикурсника в… ресторанной эстраде. И пригласил в свой коллектив.
Уже известным музыкантом Финберг открывал новые таланты. За
30
лет он не пропустил ни одного
«Славянского базара»
, всегда стоял рядом с молодыми исполнителями, поддерживая, одобряя и советуя.
Валерий Скорожонок
рассказал о знакомстве с маэстро так:
«Я знаком был с Михаилом Яковлевичем с 1988 года, с первого «Фестиваля польской песни». Мне повезло и работать под его руководством, и на конкурсе выступать. Много мудрых советов давал мне этот человек, и он меня открыл как артиста»
. Маэстро на конкурсе ждали всегда. По словам
Глеба Лапицкого
, фестиваль когда-то, на заре своих юных лет, и придумывался той творческой группой, в которой был и Михаил Яковлевич.
30
лет он не пропустил ни одного
«Славянского базара»
, всегда стоял рядом с молодыми исполнителями, поддерживая, одобряя и советуя.
Валерий Скорожонок
рассказал о знакомстве с маэстро так:
«Я знаком был с Михаилом Яковлевичем с 1988 года, с первого «Фестиваля польской песни». Мне повезло и работать под его руководством, и на конкурсе выступать. Много мудрых советов давал мне этот человек, и он меня открыл как артиста»
. Маэстро на конкурсе ждали всегда. По словам
Глеба Лапицкого
, фестиваль когда-то, на заре своих юных лет, и придумывался той творческой группой, в которой был и Михаил Яковлевич.

Однажды Михаил Яковлевич сказал:
«Надо это все делать
с любовью
, чтобы через сердце шла любовь к стране, людям. И чтобы в конце, когда песня окончится, мы получили хорошие аплодисменты»
. Эти слова были своеобразным девизом музыканта.
«Надо это все делать
с любовью
, чтобы через сердце шла любовь к стране, людям. И чтобы в конце, когда песня окончится, мы получили хорошие аплодисменты»
. Эти слова были своеобразным девизом музыканта.
Солист ансамбля «Самоцветы»
Георгий Власенко
описал это так:
«Его заслуга в том, что он поднял эту планку на такой уровень, на который потом равнялись, в общем-то, все. И все артисты, которые приезжали после «Славянского базара» уже в Москву, говорили: «Вот у Финберга – вот там оркестр играет, вот они звучат здорово»
.
Георгий Власенко
описал это так:
«Его заслуга в том, что он поднял эту планку на такой уровень, на который потом равнялись, в общем-то, все. И все артисты, которые приезжали после «Славянского базара» уже в Москву, говорили: «Вот у Финберга – вот там оркестр играет, вот они звучат здорово»
.

«Это человек эпохи. И когда такие люди, как он, уходят, ты понимаешь, что уходит что-то такое фундаментальное, что связывает культуру с чем-то великим»
, – так вспоминает Финберга заслуженная артистка Беларуси
Виктория Алешко
.
«Я очень рад, что я знаю этого человека именно как учителя для многих артистов. Я рад, что мне довелось с ним общаться. Пусть не часто, но надолго эти воспоминания останутся»
, – добавил
Руслан Алехно
.
Ирина Дорофеева
отметила, что ее всегда восхищало необыкновенное трудолюбие Михаила Яковлевича:
«Как его хватало на столько проектов? Продолжатель джазовых традиций Эдди Рознера, джазовые фестивали без конца
». Сам маэстро говорил, что он и музыканты приходят на репетицию и уходят с нее неудовлетворенными результатом, потому что всегда есть что-то, что можно
сделать лучше
.
В Белгосцирке Фингберг писал музыку под выступления
Юрия Никулина
,
Олега Попова
,
Игоря Кио
,
Мстислава Запашного
. А в
1987
году Михаил Яковлевич стал главным дирижером и художественным руководителем Государственного оркестра симфонической и эстрадной музыки. Спустя почти 20 лет коллектив получил статус национального, а в
2010-м
– академического. В разное время солистами коллектива были
Яков Науменко
,
Инна Афанасьева
,
Дмитрий Колдун
,
Петр Елфимов
,
Ирина Дорофеева
и многие другие.
Юрия Никулина
,
Олега Попова
,
Игоря Кио
,
Мстислава Запашного
. А в
1987
году Михаил Яковлевич стал главным дирижером и художественным руководителем Государственного оркестра симфонической и эстрадной музыки. Спустя почти 20 лет коллектив получил статус национального, а в
2010-м
– академического. В разное время солистами коллектива были
Яков Науменко
,
Инна Афанасьева
,
Дмитрий Колдун
,
Петр Елфимов
,
Ирина Дорофеева
и многие другие.
«У нас была семья. И мы знали, что у нас есть Михаил Яковлевич, который поможет нам в трудную минуту,
– вспоминает солистка
Галина Громович
. –
Нас он сделал»
. Ее коллега
Руслан Мусвидас
помнит неоценимую поддержку:
«Даже иногда это было доброе слово. Доброе слово человека взрослого, мудрого, который мог сказать просто: «Руслан, все будет хорошо»
.
А еще были неожиданные, но точные шутки.
«Он юморной очень. Он во время песни мог успеть мне рассказать анекдот»
, – говорит солистка Национального оркестра
Наталья Тамело
. –
Он был уверен в нас. Так не хочу говорить это «был»… прямо не могу. Он всегда знал, что мы споем». А еще Финберг жил работой: «У него было столько идей, мыслей. Он горел этим желанием. Он никогда не болел, все время был на работе. Он многогранен. Он огромный профессионал. Все его знания и умения мы взяли себе и обязаны будем продолжать его дело»
.
«Он юморной очень. Он во время песни мог успеть мне рассказать анекдот»
, – говорит солистка Национального оркестра
Наталья Тамело
. –
Он был уверен в нас. Так не хочу говорить это «был»… прямо не могу. Он всегда знал, что мы споем». А еще Финберг жил работой: «У него было столько идей, мыслей. Он горел этим желанием. Он никогда не болел, все время был на работе. Он многогранен. Он огромный профессионал. Все его знания и умения мы взяли себе и обязаны будем продолжать его дело»
.
| Подготовила Яна БОЛОТНИКОВА, БЕЛТА+
https://beltaplus.by/